Дзю-до


  Самбо


  Сахалин


 

yndo@mail.ru

Центр боевых искусств УНДО
Южно-Сахалинск, пр.Победы, 50а, тел./факс 42-13-52

Дзю-до

Есть предположение, что история этого вида единоборства лежит в далеком прошлом Японии. Во времена правления императоров при дворе проводились состязания по стрельбе из лука и по борьбе сумо.

В эпоху междоусобных войн XI и XII веков была распространена борьба в, доспехах и панцирях (ЕРОИГУМИ и КАТТЮГУМИ). В XII-XIV веках, когда феодальное правительство концентрировало политическую власть, военное искусство БУГЭЙ (владение луком, мечом, копьем, верховой ездой и т.п.) стало неотъемлемой частью закалки самураев. Виды единоборств систематизировались. Сумо выделилось в отдельный вид борьбы. С последней четверти XIV века и до второй половины XVI века сформировалось борьба дзю-дзюцу, известная тогда под названием “КОГУСОКУ” ("латы, которые всегда при тебе") или “КОСИНО МАВАРИ” ("панцирь, защищающий поясницу"). Термин дзю-дзюцу обобщал и систематизировал опыт рукопашных схваток на поле боя. На рубеже XVI-XVII веков в Японии воцарился мир.

В это время появилось множество школ дзю-дзюцу. К середине XIX века в Японии насчитывалось более ста школ, в которых наибольшее внимание уделяли рандори (вольные схватки), ката (демонстрация приемов), атэваза (боевой раздел), кансецу-ваза (боевые приемы) и т.д.

Каждая школа выдвигала свои догмы и проповедовала свой церемониал проведения занятий и соревнований, но основной доктриной всех школ было стремление установить в японском обществе отношения гармонии между господами и слугами, что соответствовало бушидо - кодексу самураев.

В результате половинчатых буржуазных реформ Мэйдзи было провозглашено формальное равенство военных, крестьян, ремесленников и торговцев. Самураи окончательно деклассировались, виды военного искусства стали приходить в упадок.

Выдающийся педагог, просветитель и тренер, основатель дзю-до Кано Дзигоро (1860-1938) мальчиком приехал в Киото из Хьёго, учился в пансионатах Наритацугаки и Икуэй. После вступления в лицей Кайсэй, преобразованный в Токийский императорский унверситет, Кано Дзигоро стал посещать зал борьбы ТЭНСИНСИНЬЁ, где под руководством тренеров Фукуда Хатиносукэ и Исо Масатоми изучал технику и тренировался в схватках. Позднее он занимался в школе совершенно иного направления - в школе Киторю под руководством тренера Икубо Цунэтоши. Он тщательно анализировал рукописи по дзю-дзюцу и до самозабвения изучал приемы борьбы. В 1882 г. после назначения Кано инспектором и инструктором привилегированного лицея Гакусюин, он стал обобщать и систематизировать достижения множества самостоятельно существовавших школ борьбы дзю-дзюцу, совершенствовать приемы и основал спортивный зал борьбы Кодокан в 12 татами в храме Эйсёдзи в районе Ситая в Токио.

Дзю-до переняло все лучшее от старых школ Киторю, Тэнсинсиньёрю и т.д. Школа "Кодокан - дзю-до" была признана лучшей в 1886г., когда в острой конкурентной борьбе за право введения лучшей системы самозащиты в программу физической подготовки полиции была одержана знаменательная победа на турнире Полис Бьютси, после чего окончательно утвердился авторитет дзю-до. Позже, по предложению Кано Дзигоро, занимавшего важный пост в министерстве просвещения, парламент единогласно одобрил законопроект о введении дзю-до во всех учебных заведениях Японии в качестве обязательного предмета.

“Дзю” - сила, быстрота, ловкость. “До” - путь, дорога. Кано говорил так: “Дзю-до - это путь к наиболее эффективному способу использования духа и тела. Сущность дзю-до заключается в постижении искусства нападать и обороняться, через упорные тренировки, закаляя тело и воспитывая волю”.

В начале XX века дзю-до распространилось по всему миру. Этому способствовал профессор Кано. Продолжая свою деятельность по развитию дзю-до Кано стал первым представителем Азии в МОК в 1909 году. В 1959 г. дзю-до было утверждено официально как олимпийский вид спорта и включено в программу XVIII Олимпийских игр в Токио.

В 1958г. в районе Бункьё на улице Касуга была завершена постройка большого семиэтажного здания нового Кодокана с самым большим в мире борцовским залом, пятью малыми и средними залами для борьбы, с собственным научно-исследовательским институтом дзю-до и другими вспомогательными учреждениями.

За прошедшие годы Кодокан превратился во всемирно известный крупнейший центр подготовки дзюдоистов высочайшего класса, где наряду с мастерами мирового класса занимаются люди всех возрастов от 6 до 80 лет, люди всех профессий и национальностей, мужчины и женщины. Побывать в Кодокане, обрести мастерство из рук родоначальников дзю-до стало престижным для любого дзюдоиста в мире.

Отдавая дань уважения родоначальникам дзю-до, во всем мире принята японская терминология техники, правил и методики. По японскому образцу принята система классификации мастерства дзюдоистов во всем мире, кроме СССР, где существует система разрядов и мастерских званий, сохранившихся и в современной России.

Дзю-до состоит из техники бросков (НАГЕ-ВАЗА), борьбы лежа (КАТАМЭ-ВАЗА), болевых приемов (КАНСЕЦУ-ВАЗА), удушений (ШИМЕ-ВАЗА), боевого раздела (АТЭ-ВАЗА) и ката - демонстрации приемов. В реализации этих функций дзю-до участвуют все органы и все части тела.

Укрепление здоровья через тренировки - одна из важных задач дзю-до. В борьбе дзю-до кроме атаки существует и оборона, в частности самозащита. Повседневная жизнь полна неожиданностей. Поэтому нужно заранее готовить себя к этим неожиданностям и ежедневно отрабатывать приемы самозащиты. Дзю-до представляет собой стройную научную систему искусства побеждать.

Рожденное и взлелеянное в Японии, дзю-до превратилось в международный вид спорта. Более 100 стран являются членами Международной федерации дзю-до, и число их с каждым годом увеличивается. В соревнованиях по дзю-до в мире участвуют более миллиона человек.


Самбо

Борьба САМБО - сокращение слов САМозащита Без Оружия.

Родиной борьбы самбо является Советский Союз. Официальным дней рождения борьбы самбо считается 16 ноября 1938 года, когда Приказом Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта при СНК СССР “БОРЬБА ВОЛЬНОГО СТИЛЯ” (так в те годы называлась борьба самбо) начинает культивироваться в масштабе всей страны.

Источником борьбы самбо послужили дзю-до (дзю-дзюцу), национальные виды спортивных единоборств народов СССР.

Наиболее объективные историки, особенно ветераны самбо в СССР, считают, что единственным создателем борьбы самбо является Василий Сергеевич Ощепков (1892-1937) - выдающийся деятель советской системы физического воспитания, в 20-е годы усовершенствовавший дзю-до (дополнив его другими видами единоборств, внеся ряд прогрессивных изменений в правила и методику преподавания) и на основе этой модификации создавший интегративную, унифицированную систему самозащиты и нападения “БОРЬБУ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ”, которая усилием его учеников, коллектива других энтузиастов в послевоенный период, получила международное признание под названием “Борьба САМБО”.

Небезынтересно знать, что В.С. Ощепков родился в декабре 1892 года в поселке Александровский пост на каторжном Сахалине. В 14 лет с помощью архиепископа Японского Просвященного Николая Василий Ощепков поступает учится в духовную семинарию в Киото (Япония), где знакомится с дзю-до и быстро постигает технику японской борьбы. Дальнейший его путь в дзю-до тесно связан с Кодоканом, где Василию Ощепкову были присвоены Первый, а затем Второй даны - мастерские степени дзю-до. В.С. Ощепков стал первым русским и одним из всего лишь четверых европейцев, заслуживших в те годы Первый дан.

Вернувшись в Россию, проживая в различных городах до революции и после нее, В.С. Ощепков активно пропагандировал дзю-до, совмещая основную работу с практическим преподаванием дзю-до сначала в первозданном виде, в каком он получил ее от основателя “Кодокан дзю-до” самого Дзигоро Кано, а несколько позднее, под влиянием советской политики, внося изменения в технику, правила, методику, название борьбы, которые дошли до нашего времени почти без изменений.

Дальнейшую диалектику самбо выстроила и развила большая группа учеников В.С. Ощепкова и их последователей: В.Г. Кузовлев,
И.В. Васильев. Н.М. Галковский, Б.А. Сагательян, В.Д. Щеголев, С.В. Дашкевич, С.В. Магеровский, Ф.Н. Жамков, В.В. Сидоров, Р.А. Школьников и др., позднее - А.А. Будзинский. А.М. Ларионов, А.А. Харлампиев, Е.М. Чумаков, В.М. Андреев, Л.Б. Турин и многие другие выдающиеся тренеры, спортсмены, ученые.

В 60-е, особенно в 70-е годы нашего столетия борьба самбо под влиянием бурного развития всех видов спортивной и боевой борьбы впитала в себя и обогатилась многими современными достижениями спортивной и боевой борьбы народов мира, накопив арсенал в тысячи приемов, способных вариативно расщепляться и интегрировать в комбинациях до бесконечности.

Борьба самбо имеет две самостоятельные части: спортивную, и боевую, которая, в свою очередь, подразделяется на самозащиту, рукопашный бой и приемы специального назначения. Принципиальной разницы в элементах боевого самбо нет - все они в различном сочетании дополняют целостность системы и арсенал боевой борьбы (боевого раздела самбо).

Спортивная часть самбо с июня 1966 года на конгрессе Международной любительской борьбы (ФИЛА) в Толидо (США) признана международным видом спорта. Следует отметить, что годом раньше, в 1965 году, была организована Ассоциация борьбы самбо в Японии, на родине дзю-до. Это было очень важным достижением советского самбо, авторитета ее технико-тактического арсенала и успехов самбистов, переодевавшихся в кимоно для пропаганды самбо на международной спортивной арене, поскольку до 1970 года в СССР существовала только Всесоюзная федерация самбо, куда входило и дзю-до.

В связи с уверенным выходом борьбы самбо на международную арену Спорткомитет СССР принял постановление о раздельном культивировании борьбы самбо и дзю-до (1972 год), создав соответственно и федерацию дзю-до СССР.

Более двух десятилетий борьба самбо имеет Международную федерацию, в структуре которой находятся национальные федерации многих стран мира. Регулярно проводятся мировые, континентальные и национальные (плюс международные региональные) чемпионаты. География самбо весьма обширна, количество занимающихся постоянно возрастает.

Технико-тактический арсенал спортивной части самбо состоит из:
• бросков (руками, ногами, туловищем, в любом сочетании, последовательности и вариативности);
• болевых приемов на руки и ноги;
• удержаний в борьбе лежа.

Броски проводятся и в стойке, и с падением, и при борьбе лежа. Правила борьбы самбо стимулируют прикладную направленность схватки, поэтому наивысшей ценностью считаются броски, выполненные в стойке (без падения проводящего прием), тогда схватка останавливается и победившему самбисту объявляется “чистая победа” - наивысшая оценка.

В любом боевом искусстве “чистый” бросок является символом победы потому что противник, брошенный на землю, на мгновение теряет ориентировку в пространстве, и его способность к полноценному сопротивлению значительно понижается. Кроме того, занимая после броска ущербное положение, противник может быть дальше (дополнительно) атакован болевым приемом, тоже приносящим "чистую победу". Болевые приемы разрешается проводить только в борьбе лежа, хотя начать его выполнение можно из положения “борьба стоя”.

В остальных случаях схватку выигрывает самбист, набравший большее количество баллов за броски в стойке, с падением, не оценивающиеся “чистой победой” (на бок. поясницу, живот, ягодиц, плечо).

Захваты, болевые приемы, падения на части тела, удары, удушающие приемы и ряд других действий, неподконтрольные дозировке или способные вызывать мгновенную или тяжелую травму, в спортивной части самбо запрещены.

Ценность и оригинальность борьбы самбо заключена в том, что ее правила имеют наименьшее число ограничений (в сравнении с другими международными видами спортивной борьбы: дзю-до, греко-римской, вольно-американской), а технико-тактический арсенал позволяет самбисту бороться по правилам любого спортивного единоборства как международного, так и национального (в мире), избирательно используя свое обширное технико-техническое мастерство.

В последнее десятилетие на новую ступень вышел боевой раздел самбо, который со дня идеи о создании национальной (СССР) унифицированной системы самозащиты и рукопашного боя, всегда был закрытым для широких масс трудящихся первого в мире пролетарского государства и культивировался только в силовых ведомствах (Вооруженных силах, органах правопорядка и госбезопасности), особенно в их спецподразделениях секретного или полусекретного характера. Целые десятилетия боевое самбо практически было застывшим в первозданном виде (созданное в 20-х, начале 30-х годов
ХХ столетия) и не совершенствовалось, что в современных условиях понизило ее боевую состоятельность и эффективность в сравнении с другими боевыми искусствами мира, идущими в ногу с современностью беспрерывно.

В настоящие время боевое самбо - это квинтэссенция и интеграция техник наиболее популярных в мире боевых искусств и Востока и Запада, не имеющее совершенно никаких ограничений и стилевых консерваций. Прежде всего боевое самбо предназначено для использования с утилитарной целью в силовых ведомствах и спецподразделениях, в службах безопасности коммерческих структур, охранных организациях, телохранителями, гражданами для необходимой самообороны.

Предпринимаются попытки проведения национальных, региональных, ведомственных соревнований по боевому самбо (дифференцированно: самозащита, рукопашный бой) по самостоятельным ведомственным правилам, которые постоянно корректируются, изменяются и до сих пор не имеют сформулированной концепции, пригодной для реализации технико-тактического “винегрета” боевого самбо в большом спорте международного уровня.

Как в спортивном самбо, так и в боевом разделе (самозащита, рукопашный бой) мастерство самбистов фиксируется присвоением разрядов и званий: от 2-го юношеского разряда до Заслуженного мастера спорта (в самозащите и рукопашном бое - от 3-го разряда взрослых до Мастера спорта).

Для получения разрядов и званий необходимо одержать требуемое количество побед на соревнованиях возрастающего масштаба. Для присвоения звания “Мастер спорта”, “Мастер спорта международного класса”, “Заслуженный мастер спорта” необходимо кроме определенного количества побед занять требуемое место на национальных, международных чемпионатах или турнирах. Высшее звание - “Заслуженный мастер спорта” - можно заработать только на чемпионатах мира, Европы, Олимпийских играх, заняв призовое место. Все эти нормативы отражены во Всероссийской Единой Спортивной Классификации.

Стратегической задачей борьбы самбо является стремление войти в число Олимпийских видов спорта.


Сахалин

На Сахалин борьба самбо пришла в 1965 году, когда прибывшие сюда перворазрядники Валерий и Геннадий Чердаклиевы, а также военнослужащий мастер спорта Ефим Бадиян организовали из местных школьников группу самбистов в спортивном зале областного совета “Динамо”. С 1966 года работу секции самбо взял на себя Вячеслав Хорхордин, который в то же время руководил областной федерацией самбо. Параллельно развивалась и борьба дзю-до.

Самбисты и дзюдоисты г.Южно-Сахалинска организовывали и проводили большинство турниров, на которых были бессменными победителями. На зональных соревнованиях команду Сахалинской области в основном представляли борцы г.Южно-Сахалинска. В секциях областного совета “Динамо” занималось более 200 борцов, 100 борцов в “Спартаке”, “Буревестнике”, “Урожае”, “Трудовых резервах”.

С помощью динамовских тренеров и спортсменов география самбо и дзю-до стала расширяться. Плодотворно заработали секции в городах Корсакове, Долинске, Невельске, Аниве, Холмске, Охе, Ново-Александровске, Чехове, Александровске-Сахалинском, на Курилах, в совхозе “Красная Тымь”, поселке Чапланово, поселке Ноглики и др.

Появились результаты творческой работы тренеров. Так Вячеслав Хорхордин, преподавая борьбу самбо, дзю-до, самозащиту, каратэ, рукопашный бой, подготовил тысячи спортсменов - разрядников, сотни инструкторов-общественников и судей по спорту различных категорий. Другие тренеры “Динамо” (Воржов В., Свиридов В., Березовский А., Чердаклиев В., Кан В., Кундухов Б., Потапенко Ю., Борищук В. и др.) тоже активно участвовали в подготовке спортсменов. Среди выходцев школы “Динамо” имеются чемпионы и призеры соревнований различного ранга: Владимир и Вячеслав Рублевы, Михаил Марченков, Петр Хорзов, Владимир Дудко, Со Ден Гун, Владимир Тютиков, Валерий Беляев, Валерий Левчунец, Александр Березовский, Александр Гринкевич, Николай Слищук, Юрий Петров, Леонид Дюбанов, Геннадий Чукреев, Евгений Боков, Николай Диденко, Валентин и Александр Кардаш и др.

В других регионах Сахалина можно отметить работу тренеров: А. Кагримоньян (п.Правда), В. Шинкевич (г.Холмск), В. Коструб (г. Оха),
Н. Хон (Анива), Э. Сытдыков (Ноглики), С. Жуков, С. Щеглов (г. Холмск) и д.р.

В связи с отсутствием своего спортивного специализированного зала в “Динамо” с 1986 года координацию самбо и дзю-до в г. Южно-Сахалинске берет на себя ДЮСШ при спортклубе “Локомотив” Сахалинской железной дороги
(тренер Кардаш В.). В 1991 году в связи с реорганизацией спортклуба “Локомотив” учреждается Центр боевых искусств “Ундо” (руководители Кардаш Валентин и Александр), который продолжает славные традиции школы “Динамо”.

В 1995 году на базе Центра боевых искусств “Ундо” образовалась Сахалинская Ассоциация клубов самбо и дзю-до (президент Кардаш А.), целью которой была консолидация сахалинских центров самбо и дзю-до.

Продолжаются спортивные контакты с ведущими центрами России. Предпринимаются попытки организовать международное общение посредством самбо и дзю-до с Японией, Южной и Северной Кореей, Китаем, Америкой и другими странами. В декабре 1996 года в г. Токио вылетает делегация Сахалинской Ассоциации клубов самбо и дзю-до и в Международном институте дзю-до “Кодокан” проходит суровый экзамен на прочность. Результатом первой поездки является приглашение посетить “Кодокан” вторично и в январе 1998 года делегация Ассоциации прибывает в г. Токио, где в ходе расширенной программы пребывания рождается и обговаривается идея создания в Сах. области в г. Южно-Сахалинске центра по типу Международного института дзю-до “Кодокан”. “Кодокан” очень тщательно подходит к вопросу о расширении своей сети за рубежом и никогда не спешит с принятием таких решений, поэтому обсуждение в г. Токио вопроса о создании филиала “Кодокан” на Сахалине говорит о подтверждении серьезных намерений Ассоциации в области дзю-до.

В ходе двух поездок в “Кодокан” изучалась теория и практика, история дзю-до, проходили совместные тренировки и поединки.

В сентябре 1998 г. в г. Южно-Сахалинске побывала японская делегация: Макото Инокума (6-й дан) - начальник международного отдела института “Кодокан” (Токио), Хидэо Нихей (9-й дан) - исполнительный директор федерации дзю-до Хоккайдо (г. Саппоро), Харуясу Мурота (6-й дан) - президент федерации дзю-до г. Хакодате. Главной целью приезда японцев было изучение спортивной базы дзю-до, на которой можно было бы открыть впоследствии отделение “Кодокан”. Итогом явилось подписание соглашения об обмене детскими делегациями (борьба дзю-до) между Сахалинской областью и префектурой Хоккайдо. Совместные тренировки по дзю-до сочетались с официальными встречами в администрациях Сахалинской области, города Южно-Сахалинска, в областном и городском спорткомитетах и выездами в красивейшие места незабываемой сахалинской природы.

В январе 1999 года руководство Ассоциации побывало в г. Токио по приглашению президента Федерации дзю-до Японии. президента Международного института дзю-до “Кодокан” Кано Юкимицу с целью изучения организации и проведения Международного турнира по дзю-до “Кубок Дзигоро Кано”. Также по рекомендации президента “Кодокан” Кано Ю. и начальника международного отдела “Кодокан” М. Инокума были налажены спортивные и деловые контакты с федерациями дзю-до Германии, Филиппин, Франции и др.

Вторая половина визита в Японию прошла на о. Хоккайдо (г. Саппоро, г. Хакодате), цель - дальнейшее налаживание спортивных и деловых контактов, осмотр спортивных центров дзю-до, в которых будут проходить встречи российских и японских дзюдоистов.

В августе 1999 г. в рамках подписанного соглашения в г. Южно-Сахалинске побывала делегация юных дзюдоистов (10 детей) и руководителей федерации дзю-до Хоккайдо. Глава делегации Мамору Савада (5-й дан), президент федерации дзю-до г. Хокодатэ Тадаёши Конья (7-й дан), исполнительный президент федерации дзю-до г. Хокодатэ Харуясу Мурота (6-й дан), президент федерации дзю-до г. Отару Кейджи Мисима (6-й дан).Жили японские мальчишки в семьях их сахалинских сверстников. Усиленные тренировки чередовались с выездами на о. Изменчивое, Анивское побережье, Холмский район, п. Луговое.

На официальных встречах в администрациях Сахалинской области, города Южно-Сахалинска, в Сахалинской областной Думе обговаривался вопрос об открытии на Сахалине, в г. Южно-Сахалинске, на базе Центра Боевых искусств "Ундо" отделения "Кодокан". В следующем 2000 году сахалинских дзюдоистов и их руководителей гостиприимно будет принимать остров Хоккайдо. Было решено обмены делегациями дзюдоистов сделать постоянными.

Деятельность Ассоциации поддерживается официальными структурами: мэрией г. Южно-Сахалинска, администрацией Сахалинской области, городским собранием г. Южно-Сахалинска, Сахалинской Областной Думой, городским и областным спорткомитетами, МИД России на Сахалине, МИД России в Японии (г. Токио).

Сахалинская Ассоциация клубов самбо и дзю-до проводит множество турниров различного ранга, оказывает организационную и методическую помощь центрам на Сахалине, помогает создать новые центры самбо и дзю-до. Состоявшееся плодотворное сотрудничество с Международным институтом дзю-до “Кодокан”, Федерацией дзю-до Японии, Федерацией дзю-до Хоккайдо заслуга японского архитектора из Токио, бывшего жителя Сахалина Акио Уэда, влиятельного и уважаемого человека, человека большой души.

Планы на перспективу: завершение строительства основной базы - Центра боевых искусств “Ундо” (второй борцовский зал, тренажерный зал, сауна, детское кафе, спортплощадки), открытие отделения Международного института дзю-до “Кодокан” в г. Южно-Сахалинске на базе ЦБИ “Ундо”, максимально расширить географию дзю-до и самбо по Сахалинской области, проводить традиционный международный турнир памяти В.С. Ощепкова (основателя самбо и дзю-до в СССР - уроженца Сахалина), уровень международного общения посредством самбо и дзю-до сделать высоким и стабильным, тем самым способствовать укреплению мира и дружбы между народами.


 Сахалинская Ассоциация клубов самбо и дзю-до, Центр боевых искусств УНДО yndo@mail.ru